Про рыбов и пророков в своем отечестве Я периодически занимаюсь тем, что просматриваю сайты различных музеев. Сейчас для таких заведений хорошим тоном является выложить в открытый доступ базу данных с фотографиями экспонатов, а также вести аккаунты в соцсетях. Недавно я узнал, что Баварский национальный музей (Bayerisches Nationalmuseum) проводит выставку "Выпивая рюмку: Со стилем. Ради удовольствия. Как наркотик", ("Schnapstrinken. Mit Stil. Aus Spaß. Als Droge"), которая посвящена культуре потребления алкогольных напитков с позднего Средневековья и до наших дней. Так вот, ее "медийным лицом" стали вот эти рыбки, которых вы можете видеть на фотографии. Конечно, они вам знакомы. Коньячный (или ликерный) набор под названием "Семейство карпов" имелся практически в каждой семье, а сейчас объявлениями о его продаже заполнены сайты типа "Авито", "Юлы" и тому подобных. Первый экземпляр набора был создан работавшим на рижском фарфоровом заводе скульптором Абесаломом Давидовичем Барамидзе в 1955 г. и даже успел поучаствовать в выставке в Японии. Затем "Семью карпов" скопировал Полонский фарфоровый завод из УССР. Там рыбы приобрели каноничную окраску с синей спиной (встречались также менее выразительные желтые и зеленые варианты), а суммарный выпуск с 1962 по 1991 гг на разных заводах достиг миллионов экземпляров. Последние образцы выпускали уже находившиеся на последнем издыхании после развала СССР украинские предприятия, рабочие которых если и получали зарплату, то бартером в виде продукции вроде этих наших рыбок. Кому бартера не доставалось - те попросту крали недоделанную продукцию с конвейера и везли ее продавать на развалы толкучек в Россию по дешевке. Наверно, сейчас за такими "недоделками" гоняются коллекционеры. В целом же, современный россиянин воспринимает такой коньячный набор, как аляповатый ширпотреб, у кого-то вызывающий ностальгию, а у кого-то ныне модную ненависть ко всему советскому. Иное дело - немцы. Для них "Семья карпов" в новинку. На выставке синие рыбки соседствуют с деревянными флягами 1610 года и прочим фарфоро-хрустальным инвентарем. Оригинальный внешний вид, оторванность от социо-культурного контекста делают их интересным и выразительным экспонатом, наслаждаться внешним видом которого можно самим по себе. Интересно, известно ли баварским музейным работникам, что из этого графина и рюмок практически никто никогда не выпивал? История с рыбками наводит на вот какую мысль: а до конца ли понимаем мы, что выставлено в наших музеях? Что значили те старые и смешные предметы, для людей, ими пользовавшихся? С другой стороны и мы перестаем видеть вещи вне их контекста, то избыточно повышая их значимость, то занижая. А рыбки-то замечательные, немцы правы. #Сувеев@catx2 #Заметка@catx2

Теги других блогов: музеи культура выставки